если мне хочется - сбудется!
Сложно писать про что-то, не имея под рукой своих заметок и книг по истории Ростова, но интернет нам в помощь.
В принципе, я уверена, что про архитектурные детали и превратности истории вы сами сможете прочесть по ссылке, которую я оставлю. А я вам просто расскажу о том, что такое Сурб-Хач, где это находится и почему там красиво. 

Во время переселения армян из Крыма, Ростов был маленьким, меньше половины от нынешней площади. Именно поэтому место для монастыря Сурб-Хач было выбрано там, где сейчас Северный спальный район. И в наши-то дни это неблизко, а тогда на этом месте были леса, текла речка, царили тишина и спокойствие.
Так и появился в семи километрах от Нор-Нахичевани монастырь Сурб-Хач, названный в память одноименного комплекса в Крыму.
Разумеется, что после революции и войны состояние его оказалось более, чем плачевным. Из всех построек в дальнейшем было сохранено и восстановлено только основное здание.
Впрочем, обо всей истории вы можете прочитать тут: http://web2.0rostov-on-don.ru/post74359492/, а кратко её любезно изложил
markgrigorian, благодаря дедушке которого мы с вами можем любоваться восстановленной церковью Сурб-Хач:
храм был построен в XVIII веке. Его приписывают архитектору Старову, построившему, в частности, Троицкий собор в Александро-Невской лавре, Таврический дворец, Софийский собор в Софии, близ Царского Села, и дачные дворцы в имениях Тайцы, Сиворицы и Пелла Санкт-Петербургской губернии. Это был известный архитектор, академик. В середине шестидесятых другой архитектор, Марк Григорян, уроженец Нор-Нахичевани, которого когда-то младенцем крестили в этой церкви, предложил властям Ростовской области отреставрировать храм, пришедший к тому времени в упадок. Советские власти не дали провести реставрацию в полном объеме. В частности, запретили восстановление пантеона при храме, где были похоронены видные деятели новонахчеванской общины.
Рассказать я могу о нынешнем положении дел. О том, что мы видели своими глазами.
После восстановления здание было передано под музей русско-армянской дружбы. Говорят, там находились очень интересные и редкие экспонаты. Однако, не так давно после долгих дебатов было решено вернуть религиозный статус монастырю, а музей перенести в другое здание. Самой теперь любопытно, что стало с музеем -- обязательно в течение дня постараюсь выяснить. Пока же идет восстановление как здания, так и прилегающей территории, и очевидно, что своими силами.

Ведет к храму длинная, старинная лестница, оформленная крестами, с неизменными лавочками для отдыха на площадках. Венчают лестницу кованые ворота, легкие и ажурные, вокруг территории идет невысокий парапет. Первое, что меня ужаснуло (уж простите, впечатлительная я) -- это объявление при входе: "На территории запрещается распивать спиртные напитки, загорать на парапете, сидеть на траве..etc". Я сначала не поняла, неужели кто-то будет делать подобное на территории пусть бывшего, но монастыря? О, оказалось, что людям и не такое в голову приходит. На небольших клумбах и газонах, которые, очевидно, не так давно начали приводить в порядок, люди пили пиво, кто-то спал у дерева -- в общем, объявление было повешено не зря, но мало на кого влияло.
На самом деле, на территорию есть три входа: один через лестницу, снизу, два других по верху -- самый "официальный" был закрыт, потому что часы работы ограничиваются семью вечера. И есть третьи ворота, которые, судя по буйству зелени вокруг, давно уже не открывались.

Из объявления на воротах мы узнали, что при монастыре действует воскресная школа, а так же регулярно проводятся служения. Внутри, как удалось увидеть, идёт ремонт (в принципе, понятно -- ведь долгое время в здании находился музей и только). Вокруг монастыря (честно говоря, сомневаюсь, насколько сейчас можно называть Сурб-Хач монастырем, но так уж повелось) -- могилы известных армянских деятелей. Как ни пыталась, так и не определила, где же там хачкар, а ведь он должен там быть.

В любом случае, очень надеюсь, что в скорейшем времени там будет благодатно.

Если спуститься опять вниз, то слева от Сурб-Хача можно увидеть Чорхах -- родник (источник) с ледяной, несмотря на жару, и чистейшей (если бы не трубы!) водой. Пить я так и не рискнула, но вода настолько прозрачна, что метровая глубина не мешает разглядеть камни на дне. Вокруг Чорхаха я ходила очень долго, только воспитание не позволило лезть на его среднюю крышу в археологических изысканиях, а решетки на окнах помешали протиснуться внутрь и посмотреть, как же там всё устроено. Впрочем, по ссылке выше, на моё счастье, очень подробное описание источника.
Чтобы сейчас не вспоминать "отдыхающих", находившихся там, и не расстраиваться, я умолкну. И покажу вам фотографии, которые сделал мой чудесный муж.
Я теперь не одна, так что мои исторические поползновения наконец выйдут за пределы книг. Вы обречены. 

Моя любимая фотография:





Во время переселения армян из Крыма, Ростов был маленьким, меньше половины от нынешней площади. Именно поэтому место для монастыря Сурб-Хач было выбрано там, где сейчас Северный спальный район. И в наши-то дни это неблизко, а тогда на этом месте были леса, текла речка, царили тишина и спокойствие.
Так и появился в семи километрах от Нор-Нахичевани монастырь Сурб-Хач, названный в память одноименного комплекса в Крыму.
Разумеется, что после революции и войны состояние его оказалось более, чем плачевным. Из всех построек в дальнейшем было сохранено и восстановлено только основное здание.
Впрочем, обо всей истории вы можете прочитать тут: http://web2.0rostov-on-don.ru/post74359492/, а кратко её любезно изложил
![[info]](http://p-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif)
храм был построен в XVIII веке. Его приписывают архитектору Старову, построившему, в частности, Троицкий собор в Александро-Невской лавре, Таврический дворец, Софийский собор в Софии, близ Царского Села, и дачные дворцы в имениях Тайцы, Сиворицы и Пелла Санкт-Петербургской губернии. Это был известный архитектор, академик. В середине шестидесятых другой архитектор, Марк Григорян, уроженец Нор-Нахичевани, которого когда-то младенцем крестили в этой церкви, предложил властям Ростовской области отреставрировать храм, пришедший к тому времени в упадок. Советские власти не дали провести реставрацию в полном объеме. В частности, запретили восстановление пантеона при храме, где были похоронены видные деятели новонахчеванской общины.
Рассказать я могу о нынешнем положении дел. О том, что мы видели своими глазами.
После восстановления здание было передано под музей русско-армянской дружбы. Говорят, там находились очень интересные и редкие экспонаты. Однако, не так давно после долгих дебатов было решено вернуть религиозный статус монастырю, а музей перенести в другое здание. Самой теперь любопытно, что стало с музеем -- обязательно в течение дня постараюсь выяснить. Пока же идет восстановление как здания, так и прилегающей территории, и очевидно, что своими силами.
Ведет к храму длинная, старинная лестница, оформленная крестами, с неизменными лавочками для отдыха на площадках. Венчают лестницу кованые ворота, легкие и ажурные, вокруг территории идет невысокий парапет. Первое, что меня ужаснуло (уж простите, впечатлительная я) -- это объявление при входе: "На территории запрещается распивать спиртные напитки, загорать на парапете, сидеть на траве..etc". Я сначала не поняла, неужели кто-то будет делать подобное на территории пусть бывшего, но монастыря? О, оказалось, что людям и не такое в голову приходит. На небольших клумбах и газонах, которые, очевидно, не так давно начали приводить в порядок, люди пили пиво, кто-то спал у дерева -- в общем, объявление было повешено не зря, но мало на кого влияло.
На самом деле, на территорию есть три входа: один через лестницу, снизу, два других по верху -- самый "официальный" был закрыт, потому что часы работы ограничиваются семью вечера. И есть третьи ворота, которые, судя по буйству зелени вокруг, давно уже не открывались.
Из объявления на воротах мы узнали, что при монастыре действует воскресная школа, а так же регулярно проводятся служения. Внутри, как удалось увидеть, идёт ремонт (в принципе, понятно -- ведь долгое время в здании находился музей и только). Вокруг монастыря (честно говоря, сомневаюсь, насколько сейчас можно называть Сурб-Хач монастырем, но так уж повелось) -- могилы известных армянских деятелей. Как ни пыталась, так и не определила, где же там хачкар, а ведь он должен там быть.
В любом случае, очень надеюсь, что в скорейшем времени там будет благодатно.

Если спуститься опять вниз, то слева от Сурб-Хача можно увидеть Чорхах -- родник (источник) с ледяной, несмотря на жару, и чистейшей (если бы не трубы!) водой. Пить я так и не рискнула, но вода настолько прозрачна, что метровая глубина не мешает разглядеть камни на дне. Вокруг Чорхаха я ходила очень долго, только воспитание не позволило лезть на его среднюю крышу в археологических изысканиях, а решетки на окнах помешали протиснуться внутрь и посмотреть, как же там всё устроено. Впрочем, по ссылке выше, на моё счастье, очень подробное описание источника.
Чтобы сейчас не вспоминать "отдыхающих", находившихся там, и не расстраиваться, я умолкну. И покажу вам фотографии, которые сделал мой чудесный муж.


Моя любимая фотография: