Как и у каждого человека, истории моих предков по обеим линиям очень занимательны.

Завораживает, когда история проходит мимо и ты можешь её коснуться. К сожалению, в этот раз в Минске я не смогла этого сделать, потому что только сегодня узнала, что на проспекте Скорыны у моих прадедушки и прабабушки (бабушкиных родителей) была большая, четырехкомнатная квартира.

Антон Мисюченко вместе со своей женой Верой работали в школе. Прадедушка был директором, прабабушка преподавала русский язык и литературу. Они жили в Минске, у них было двое детей: сын Игорь и дочка Зоя, прабабушка ждала вторую дочь -- Галю. Мою бабушку. Шёл 37-ой год.

Всё было довольно банально: однажды прадедушка выпивал дома на кухне со своим другом, после чего они тепло распрощались и этот друг ушел. Через полчаса за прадедушкой приехал чёрный воронок.

Его арестовали за создание в школе оппозиционных группировок. Обвинение он не подписал и, как политический, провёл в лагере пять лет в одиночной камере. Пока однажды там не сменился начальник, который, знакомясь с заключенными, спросил у Антона: "Человече, за что тебя?".

"Я не знаю. Их обвинение я не подписал".

Прадедушке, можно сказать, повезло: начальник лагеря вернул ему паспорт и отпустил на поселение в Кировскую область. Там он и осел, преподавал в школе немецкий, биологию, был любим всем районом. Прадедушка не вернулся ни в Минск, ни в Копыль. Он женился второй раз на девушке, удивительно напоминавшей ему его жену, девушка эта была моложе его на 26 лет и родила ему двух очаровательных мальчиков.

Когда бабушка была на пятом курсе педагогического института (она стала преподавателем русского и литературы, а её сестра Зоя -- физики), она приехала к отцу, чтобы увидеть его впервые в жизни. Как она говорит, его жена (её тоже звали Вера, что забавно) действительно разительно напоминала мать. Со сводными братьями она общается до сих пор.

А все её детство прошло с клеймом: "Дочь врага народа". Как, впрочем, и мать её, Веру Нестеровну, считали "Женой врага народа". Они потом переехали в Копыль, где и провели всю войну.

Сказала бабушке, что куплю ей тетрадь, а потом буду перепечатывать её мемуары.
Надо и ко второй бабушке зайти с той же просьбой -- о жизни ссыльных в Казахстане она может рассказать очень многое.

URL записи